Скоро сезон домов и дач. Готовим дом к продаже: что нужно учесть.

Если вам уже доводилось покупать недвижимость, вспоминайте — на что обращали внимание как покупатель: это поможет уйти от лишних вопросов — явных и немых — при продаже собственного дома.
Что имеет значение при принятии покупателем решения (с учетом, что его устраивает район будущего проживания)?

Внешний вид объекта.

Если к дому прилагается участок, он не должен иметь вид заброшенности и запустения, места складирования ненужных стройматериалов или мусора.
Скосить и убрать траву, выбросить ненужные кустарники (проредить заросли), почистить деревья от сухих веток не сложно, и времени много не отнимет (финансов — тоже), но послужит поводом для создания положительного имиджа и объекта, и продавца.
Не стоит оставлять на фундаменте и отмостке нехарактерную растительность (траву, мох) — наталкивает на мысль, что дом находится в плачевном состоянии.
Если входная дверь и окна находятся не в лучшем виде — отремонтируйте или замените.
Не стоит демонстрировать потеки на стенах (реплика «это старое, крышу давно отремонтировали»), неисправные краны, перегоревшие лампочки или трещины — все это только оттолкнет покупателя.
Неприемлемы запахи сырости и затхлости, плесень или паутина («мы ничего не скрываем от покупателя» — аргумент против нерадивого хозяина и самого дома).

Легкий косметический ремонт — это небольшое вложение денег ради большого финансового результата.

Не стоит навязывать покупателю бытовую технику и мебель, которые присутствуют в доме: у вас не аукцион, не распродажа, не комиссионный магазин — если они представляют интерес, покупатель сам поинтересуется возможностью приобретения предметов интерьера и обстановки.
Большая ошибка делать акцент и на уникальном паркете или столярных изделиях (дверях, окнах) из редких пород дерева — можете получить ответ в духе «можете демонтировать и забрать с собой — мне они не нужны».
Хозяйственным помещениям — ванной, туалету, кухне — покупатели уделяют не меньше внимания, чем спальне или кабинету: освежите швы между плитками, повесьте красивые полотенца, шторы, приведите в порядок бытовые приборы и освещение — это влияет на принятие решения, особенно в случае, когда решающее слово за женой покупателя.
Рекомендуется продавать недвижимость, в которой присутствует минимум мебели (в идеале — без мебели вообще): помещения кажутся более просторными, покупатель визуально может оценить свободную площадь и возможность расстановки своей мебели.
И очень важно! В доме не должны попадаться на пути клюшки или санки, переплетение удлинителей или игрушки домашних любимцев: безопасность потенциального покупателя имеет значение — будет неловко, если он поскользнется на коврике в прихожей, а после падения прекратит экскурсию по дому и уедет.

 Если дом готов к посещению покупателей, время заняться документами на недвижимое имущество.

Подготовка документов.

 Если вы продаете дом, поручив поиск покупателей агентству недвижимости, вам проще: при возникновении вопросов и уточнений по документам можно поручить переговоры с покупателем риэлтору.
Каким бы уникальным и подготовленным к продаже не был бы дом, отсутствие документов на недвижимость (дом и земельный участок) делает сделку невозможной.

Но вы можете забыть о пристройке или новой хозяйственной постройке, которые сделаны в последний год — их нужно узаконить.
Поручите подготовку документов представителю агентства по недвижимости: он знает где, как и насколько быстро можно внести необходимые изменения в них; как — без потери времени получить необходимые справки.